В поисках лучших практик и готовых рекомендаций по построению системы управления бизнес-процессами организации рано или поздно сталкиваешься с фреймворками.
Вот только наиболее популярные из них:
Сложно представить, сколько времени и усилий их создатели вложили в эту работу. Но после первой волны эмоций возникает рациональный вопрос: что со всем этим перечнем бизнес-процессов делать?
Использование любого фреймворка на практике – нетривиальная задача. По результатам исследования APQС «2018 PROCESS AND PERFORMANCE MANAGEMENT. Priorities and Challenges Survey Summary», каждый второй респондент испытывает сложности с практическим применением фреймворков в своей компании (см. рис.1).
Рис. 1. Какие сложности испытывают при работе с фреймворками в своей организации
Из нашего опыта, попытка сделать процессный фреймворк картой процессов конкретной организации ни к чему хорошему не приводит. Она будет лишена жизни и быстро перестанет использоваться как рабочий инструмент из-за своей избыточности и обобщенности. В лучшем случае о ней будут вспоминать при необходимости получить/подтвердить очередной сертификат ISO.
Карта процессов – это кропотливый труд команды топ-менеджеров. В результате такой работы ключевые руководители одинаково понимают бизнес-модель компании и вклад бизнес-процессов в ее реализацию.
Рис.2. SCOR framework. Бенчмаркинг эффективности бизнес-процессов
Работу с фреймворком имеет смысл выстраивать исходя из потребности и уровня зрелости процессов организации. Для кого-то это может быть осознание наличия бизнес-процессов, для кого-то — выделение их границ, а для кого-то — борьба за лидирующие показатели в отрасли.