Корпоративная архитектура (Enterprise Architecture, EA)

Архитектура предприятия (Enterprise architecture, EA) – это подход к стандартизации и организации ИТ-инфраструктуры в соответствии с бизнес-целями. Он включает в себя поддержку цифровой трансформации, развитие и модернизацию ИТ-подразделения.

Архитектура предприятия использует цикл анализ-проектирование-планирование-реализация для реализации стратегии компании.
EA появилась в 1960-х благодаря профессору Дьюи Уокеру (Dewey Walker)», который сформулировал «Свод знаний по архитектуре предприятия» (EABOK). Джон Захманн (John Zachmann), один из учеников Уокера, помог структурировать эту информацию. В 1987 г. Захманн опубликовал свой фреймворк, который остается популярным до сих пор.
EA стала ответом на развитие бизнес-технологий в 80-х годах, когда компьютерные системы только начали появляться. Вскоре компании осознали, что им нужен план и долгосрочная стратегия для управления развитием технологий, и это остается верным сегодня.

Современный подход к EA расширяет данную философию на весь бизнес, а не только на ИТ. Это дает возможность обеспечить соответствие бизнеса потребностям в цифровой трансформации и технологическом росте. EA особенно важна для крупных компаний, проходящих цифровую трансформацию, поскольку она нацелена на объединение унаследованных (legacy) процессов и систем для формирования цельной среды.

Цели EA

EA опирается на бизнес-требования (потребности) организации. Она помогает определить, как информация, бизнес и технологии взаимодействуют с друг другом. Подход ЕА основан на «всеобъемлющей картине всего предприятия с точки зрения ее собственника». В отличие от других фреймворков, он не содержит требований к формальной документации. Вместо этого, согласно EABOK, он призван предложить более целостное видение компании.

Преимущества использования Архитектуры предприятия

EA может быть полезна при реорганизации компании либо для повышения дисциплины в организации путем стандартизации бизнес-процессов для большей согласованности. EA также используется при проектировании ИТ-систем, управлении рисками в ИТ, устранении ошибок, сбоев системы и нарушений безопасности.

К ключевым преимуществами EA можно отнести следующие:

  • Более открытое сотрудничество между ИТ и бизнес-единицами
  • Помощь в приоритизации инициатив, в том числе с учетом долгосрочных целей
  • Помощь в оценке при покупке ИТ-решений
  • Целостное представление об ИТ-архитектуре для всех заинтересованных сторон
  • Возможность бенчмаркинга с другими организациями или стандартами

Методологии (фреймворки) для Архитектуры предприятия

Согласно CompTIA, наиболее популярными методологиями в области ЕА являются:

  • TOGAF
  • Фреймворк Захмана (Zachman Framework)
  • FEAF (Federal Enterprise Architecture Framework)
  • Gartner

EA инструменты

Microsoft Excel и PowerPoint — два основных инструмента, которые используются для планирования архитектуры предприятия. Однако существуют и другие инструменты, которые специализируются непосредственно на EA. К наиболее популярным можно отнести:

  • Orbus Software
  • Sparx Systems
  • Software AG
  • Avolution
  • Mega
  • Erwin
  • BiZZdesign
  • Planview
  • SAP
  • BOC Group
  • QPR

Роль архитектора предприятия
Архитекторы предприятия обычно находятся в структуре ИТ-департамента. Они анализируют бизнес-структуры и бизнес-процессы для обеспечения их соответствия бизнес-целям. Архитектор предприятия отвечают за обеспечение гибкости и надежности структур и процессов компании для быстрой адаптации к изменениям.