Оптимизация процесса S&OP

Наш клиент — международный производитель FMCG товаров (NDA). Спрос на продукцию компании имеет сезонный характер, и при пиковых нагрузках заводы работают на пределе возможностей. Потому очень важно планировать c одной стороны загрузку заводов, а с другой — объемы и места размещения готовой продукции.

Перед началом сезона склады максимально загружены, и их пропускную способность нужно балансировать с производством. К тому же, на каждом из международных рынков свою деятельность ведут маркетинг-отделы: выпускают акционные позиции и предложения — что также влияет на спрос.

В Sales and Operations Planning (S&OP, процесс планирования продаж и
операций) процессе задействовано много подразделений: логисты, маркетинг,
закупщики, продавцы, производство и т.д. Их действия должны быть
согласованы на всей цепочке: начиная с закупки сырья, заканчивая продажами
конечному потребителю. Сбой на любом из этапов приводит к потерям: или к
недополученной прибыли из-за того, что продукции не хватает, или к прямым
затратам на хранение и перемещение продукции.

Основа S&OP процесса — обсуждение и утверждение планов отделами на
специальных встречах. Просто прислать планы в другой отдел невозможно,
слишком много нюансов, которые нужно учесть и обсудить. pmb включилось в
процесс, когда возникла необходимость оптимизировать формат этих встреч и
сделать их более эффективными.

Что мы сделали:

  • Провели аудит всей логистической цепочки. Определили, какая
    информация в каждой точке необходима, чтобы принимать правильные
    решения.
  • Разработали новую систему встреч. Теперь они проходят в разных
    перспективах: каждые 18 месяцев, 3 месяца, 1 месяц, и учитывают
    сезонность продукта.
  • Пересмотрели зоны ответственности, чтобы сделать невозможными
    ситуации, когда производство создает лишнюю продукцию, закупщики не
    заказывают новое сырье вовремя, а логисты не справляются с доставками.

Результаты:

  • Планы отделов стали согласованными. Невозможной стала ситуация,
    когда для запланированной промо-акции не хватает продукции.
  • Планирование стало более точным. Интересы всех участников
    цепочки согласованы и направлены на максимизацию прибыли
    компании. Каждый отдел несет ответственность за достоверность своей
    информации на встречах.
  • Логистика оптимизирована. Заранее размещенные заказы помогают
    получать более выгодные условия у подрядчиков, на складах хранится
    оптимальное количество запасов сырья и готовой продукции.