Жизненный цикл инноваций: взгляд аналитиков Gartner
Аналитики компании Gartner в свое время придумали графическую интерпретацию жизненного цикла развития любой новой технологии. Графическая интерпретация получила название Hype Cycle и стала зарегистрированной торговой маркой компании Gartner.
Разберемся, что же такое Hype Cycle (рис 1).
рис. 1
По мнению аналитиков Gartner, любая новая идея проходит через пять последовательных фаз:
Новая идея. Фаза, когда происходит знакомство с новой технологией
Пик завышенных ожиданий. Фаза, когда ожидания от новой идеи (технологии) достигают своего максимума
Ущелье разочарования. Ожидания, сформированные в предыдущей фазе, не находят подтверждения на практике, и радостное предвкушение сменяется разочарованием.
Склон просвещения. Если идея все же не была отвергнута на предыдущей фазе и прошла проверку временем, то она начинает приживаться и постепенно обретать конкретные очертания.
Плато продуктивности. Идея (технология) находит свое применение, ее использование становится массовым.
Интересно, что, несмотря на абстрактность и субъективность, концепцию Hype Cycle можно наложить на любую новую идею (продукт, технологию, методологию и т.д.) для описания ее жизненного цикла.
И даже к целому семейству идей, объединенных одной управленческой концепцией. Вот, например, как выглядит Hype Cycle для технологий, методологий и концепций в области BPM (по состоянию на июль 2011г, источник Gartner):
рис. 2
Можно применить Hype Cycle и к проекту по внедрению процессной методологии в компании
В самом начале топ-менеджмент знакомится с концепцией управления бизнес-процессами (фаза «новая идея»).
Читает книги, ходит на тренинги, возможно, общается с консультантами. У некоторых руководителей начинает возникать ощущение «вот, именно этого и не хватает моей компании» (фаза «пик завышенных ожиданий»).
Возникает желание внедрить процессный подход на практике в своей компании. Создаются рабочие группы, привлекаются новые сотрудники, нанимаются внешние консультанты. Только по мере реализации проекта руководители начинают понимать, что их представление о процессном подходе и то, что, как оказалось, нужно делать в реальности, — это две большие разницы (фаза «ущелье разочарования»). Именно на этой фазе чаще всего «ставят крест» на новой идее и постепенно возвращаются к старой жизни.
Если все таки у топ-менеджмента хватит воли пройти через сопротивление сотрудников, адаптацию процессной методологии к реальностям компании, реорганизацию компании и, возможно, даже трансформацию бизнеса, то начинают появляться первые результаты, которые становятся залогом повышения эффективности бизнес-процессов компании (фаза «склон просвещения»).
Процессная методология приживается в компании, и ее сотрудники начинают использовать процессную методологию для достижения стратегических целей (фаза «плато продуктивности»).
Топ-менеджмент компании может использовать концепцию Hype Cycle применительно к своей организации, чтобы преодолеть сложности при реализации новых проектов. Кроме того, она полезна также и для мониторинга ситуации в отрасли, чтобы вовремя получить доступ к информации о том, какие технологии смогут обеспечить конкурентное преимущество на рынке.