Всегда ли нужна автоматизация? Пример Toyota

В эру тотальной цифровизации в японском городе Тойота, где производятся одноименные автомобили, два года назад было открыто необычное производство: на полностью НЕ автоматизированной линии 18 специалистов возрастом старше 65 лет вручную❗️собирают 22 двигателя Lexus в день.

Неужели Тойота не могла автоматизировать этот процесс? Конечно, могла. Но специально не сделала этого. Менеджмент Тойота объясняет свое решение следующим образом:

  1. Мы хотим сохранить знание о производственном процессе на кончиках пальцев наших специалистов. В буквальном смысле.
  2. Роботы не могут оптимизировать и улучшить процесс. Только люди могут это сделать. Наши лучшие инженеры постоянно анализируют, как устроен процесс на примере ручной сборки. После чего они предлагают идеи, как улучшить процесс, в том числе путем автоматизации. Улучшение процесса и его продукта – это сложный интеллектуальный труд. Мы поощряем всех наших сотрудников постоянно думать над тем, что можно улучшить.
  3. Мы хотим, чтобы процесс сборки двигателя был настолько простым, чтобы люди возрастом старше 65 лет могли легко это делать. Только после того, как процесс сделан настолько простым, насколько это возможно, мы сможем извлечь максимум выгоды от его автоматизации.

Тойота остается одной из самых консервативных компаний в части роботизации. Такой подход кажется несколько устаревшим на фоне заявлений Илона Маска о том, что на его фабриках освещение скоро будет не востребовано, так как роботы будут выполнять 100% работы. Однако финансовые результаты Тойота продолжают поражать: компания отчиталась о годовом заработке в 17,5 млрд $, уверенно опережая всех своих конкурентов. Свой успех руководство компании объясняет очень просто: «В своей стратегии мы нацелены не столько на снижение затрат, сколько на постоянный поиск инноваций, которые позволят нам создавать лучшие продукты».