Digital transformation: трансформируйся или умри

“Не бойся больших расходов, бойся маленьких доходов”. Слова, которые приписывают Рокфелеру, по-прежнему определяют парадигму мышления лидеров рынка. Однако ответственность за генерацию выручки от маркетологов и продавцов в современных организациях постепенно переходит к … ИТ-директору. Согласно отчету KPMG, первые лица организации в 63% случаев сфокусированы на ИТ-проектах, нацеленных на генерацию выручки, и только в 37% случаев на сокращении затрат. И причина тому – стремительная цифровая трансформация (digital transformation), которая охватывает клиентов, сотрудников, конкурентов, поставщиков, партнеров и даже государственные институты.
О цифровой трансформации нам говорят консультанты, вендоры, блоггеры и даже политики. Что кроется за фразой «цифровая трансформация»? Это очередной хайп от маркетологов? Или намек на облачные технологии? Может, речь идет о роботизации? И как все это повлияет на организацию? Ее сотрудников? И самое главное — стратегию?
Давайте разберемся в происходящем.

Что такое цифровая трансформация?

Цифровая трансформация для различных компаний будет выглядеть по-разному. Однако в самом общем определении под цифровой трансформацией можно понимать внедрение цифровых технологий в различные бизнес-процессы и сферы бизнеса, что приводит к фундаментальным изменениям в способах создания ценности в глазах клиентов. За этим определением также стоит значительный сдвиг в отношении к ИТ-проектам: если раньше они были длительными, дорогостоящими инициативами, то теперь они должны реализовываться по принципу постоянной «дегустации» различных цифровых технологий. Победителями выйдут те, кто сможет научиться подбирать для своих клиентов наиболее «вкусные» сочетания.

Понятно, почему тема цифровой трансформации вызывает растерянность у неподготовленного читателя: разброс мнений достаточно широк. Так, Грег Вердино говорит, что «Цифровая трансформация позволяет устранить разрыв между ожиданиями современных потребителей цифрового контента и текущего предложения все еще аналогового бизнеса». Дэвид Террар считает, что «цифровая трансформация – это изменение способа мышления, переход к инновациям и новым бизнес-моделям, перевод активов в цифровую форму, постоянное улучшение потребительского опыта клиентов, поставщиков, сотрудников и партнеров с помощью цифровых технологий».

Почему цифровая трансформация нужна вашей компании?

Простой ответ на этот вопрос звучит так: «Потому что у вас просто нет другого выбора». Для многих компаний способность быстро адаптировать свою бизнес-модель под изменяющиеся запросы клиентов становится вопросом выживания на рынке.

50 лет назад средний срок нахождения компании в рейтинге S&P 500 составлял 61 год, к 2011 году этот показатель снизился до 18 лет. На сегодняшний день в рейтинге S&P 500 ежемесячно происходят изменения.

Наиболее опасный конкурент вашей компании в 5 летней перспективе – это идея в голове автора стартапа. Поэтому в сложившейся ситуации «трансформируйся или умри» — точно отражает положение дел.

Существуют ли рекомендованные подходы к осуществлению цифровой трансформации?

Конечно, существуют рекомендации того, как должна происходить цифровая трансформация (Например, MIT Sloan: The nine elements of Digital transformation или Altimeter: Six stages of digital transformation), но следует помнить, что каждая организация должна выработать свой маршрут преобразований. Скорее можно говорить об областях, которые не должны остаться без внимания. Прежде всего это управление потребительским опытом, повышение операционной гибкости, встраивание технологий в бизнес-процессы компании, изменение продукта.

Роль культурных изменений в организации

Цифровая трансформация подразумевает не только внедрение инновационных технологий. Возможно, даже более важным является изменение способа мышления сотрудников организации. Они также находятся под давлением новых технологий. И задача топ-менеджмента помочь им адаптироваться в новом окружении. Технологии испокон веков влияли на то, как мы мыслим. Организации, которые помогут своим сотрудникам наилучшим образом использовать современные технологии, смогут получить значительное преимущество.

Какова роль бизнес-процессов в цифровой трансформации?

Успех цифровой трансформации значительно зависит от эффективной реализации BPM-проектов. Какие бы технологии мы ни внедряли, они не смогут улучшить неоптимально протекающие бизнес-процессы. Именно проекты по трансформации бизнес-процессов, дополненные внедрением современных технологий, могут стать инструментом реализации цифровой стратегии организации.

Современные BPMS системы позволяют радикально сократить цикл создания новых версий программного обеспечения, что позволит компаниям быстро реагировать на потребности клиентов, появление новых технологий, идеи и предложения со стороны сотрудников.

Наверное, никогда взаимодействие ИТ и бизнеса не давало столько креатива и богатства выбора возможностей. Добро пожаловать на дорогу цифровой трансформации!

 

Алексей Громыко

  , ,
Поделитесь с друзьями

Читайте также

Какую цену вы готовы заплатить за удовлетворенность ваших клиентов?
Какую цену вы готовы заплатить за удовлетворенность ваших кл...

Несколько лет назад стало популярным видео, в котором демонстрируется эволюция скорости процесса обслуживания болида Формулы 1 на пит-стоп 1950г. vs 2013г. Если представить, что пилот – это клиент, а команда сервисменов – это компания в области предоставления услуг, то очевидно, что ребят из 1950г. ждет крах в современном бизнесе. В…

Читать далее 
Как сохранить свой бизнес в эпоху стремительных перемен?
Как сохранить свой бизнес в эпоху стремительных перемен?

Реально ли создать гибкие бизнес-процессы, которые легко можно корректировать в изменяющихся условиях? Как вообще сделать бизнес-процессы управляемыми? Алексей Громыко, директор по развитию «Бюро проектного менеджмента», поделился с Forbes.ua простыми конкретными рекомендациями, которые могут быть полезны для широкого круга предпринимателей и руководителей. Прочитать статью можно здесь.

Читать далее